Смазываем кулер на процессоре. Как смазать кулер процессора, видеокарты, блока питания и компьютера Можно ли смазывать кулер машинным маслом


У старых компьютеров шумность работы возрастает, что связано со скрежетом подшипника кулера. Это элементарная проблема, которая решается без его замены обычной смазкой – что я и сделаю.

Требуемый инвентарь

Для работы потребуется:
  • силиконовая смазка;
  • крестовая отвертка;
  • сверло 1 мм;
  • медицинский шприц с иголкой.
Что касается силиконовой смазки для компьютерных вентиляторов, то обычно она продается в маленьких бутылочках, таких как капли от насморка. Если не заниматься ремонтом техники профессионально, то лучше ее покупать в менее объемной таре. В магазинах, где продаются компьютерные запчасти, зачастую смазку можно приобрести прямо в шприце.
Если специализированная силиконовая смазка - это слишком дорого или ее просто негде достать, можно применять обыкновенное масло для швейных машин и замочных скважин. Его нужно добавлять всего каплю.

Как смазывать кулер


Кулер нужно снять из системного блока. Из инструмента потребуется только отвертка. Помимо смазки параллельно лучше очистить радиатор чипсета, и желательно поменять на нем термопасту.
Что касается непосредственно самого кулера, то на его тыльной части, где диффузор захватывает воздух, имеется круглая наклейка. Если ее снять, то в большинстве моделей можно увидеть ревизионное отверстие для ручной смазки. В моем случае его нет.
Проще всего попробовать выдвинуть крыльчатку кулера и помазать подшипник с обратной стороны. Иногда она легко снимается, но это у меня не получилось, все держится очень крепко. Если приложить чрезмерные усилия, то пластик просто сломается.


В этом случае нужны крайние меры. Я беру обыкновенное сверло по металлу диаметром 1 мм. Для удобства соорудил простейший зажим, поскольку у меня нет миниатюрной цанги, которой пользуются моделисты при сборке копий кораблей и самолетов. Сверлом прорезаю миниатюрное отверстие прямо по центру крышки, где была наклейка. Нужно работать аккуратно, чтобы стружка не попала внутрь.


Далее просто заливаю несколько капель силиконовой смазки в отверстие и прокручиваю крыльчатку, для равномерной смазки подшипника.



Чтобы масло не разливалась наклейку нужно приклеить обратно, закрыв отверстие. Если она больше не клеится, вместо нее можно применить изоленту или скотч.
Сделав все правильно, если при сверлении отверстия внутрь не попала стружка или крупинки пыли, то шум уйдет, как и разогрев электромотора кулера, поскольку уменьшится трение и сопротивление. После этого о скрежете можно забыть, как минимум на несколько лет.

Если вашему компьютеру более 3х лет, и вы слышите шум при его работе, вам поможет проведение чистки вентиляторов и их смазки. Эта нетрудная работа требует аккуратности и тщательности. Опишем подробно процесс технического обслуживания кулеров.

Первым делом займемся отсоединением компьютера от проводов. Затем снимем крышку компьютера с левой стороны. Расположим компьютер горизонтально на правом боку и начнем аккуратно очищать его от пыли. Кулер все время гоняет воздух по внутреннему пространству корпуса компьютера. Основная масса пыли оседает в больших количествах на радиаторах кулеров и на других важных деталях. Начало чистки можно поручить пылесосу, а по окончании обработки пылесосом блоки компьютера протираются ватным тампоном, смоченным спиртосодержащей жидкостью. Кроме спирта можно использовать одеколон или водку.

Как почистить и чем смазать кулер (вентилятор) компьютера

От степени тщательности очистки всех поверхностей внутри корпуса зависит то, насколько долгим будет эффект от вашей профилактической чистки.

Профилактика процессорного вентилятора

Процессорный вентилятор и радиатор процессорного вентилятора снимаем и, отделив друг от друга, аккуратно прочищаем сначала пылесосом, а затем спичкой. Чтобы добиться эффективного охлаждения чипа процессора, нужно очистить поверхности радиатора, его ребра, находящиеся рядом детали, а также крыльчатку вентилятора с максимальной тщательностью.

Очень хорошо, если в наличии есть термопаста. В этом случае старую термопасту полностью удаляют, поверхности процессора и радиатора, которые находятся в контакте, очищают спиртовым ватным тампоном и, дав им хорошенько их высохнуть, наносят очень тонким слоем новую пасту. При отсутствии свежей пасты, стараемся старую пасту размазать равномерно по поверхностям соприкосновения.

Приступаем к сборке системы охлаждения нашего процессора. Некоторые предпочитают смазку наносить, когда система охлаждения уже возвращена на место. На кулере процессора имеется наклейка. Ее надо отделить и с помощью спички очистить остатки смазки со шпинделя вентилятора.

В сети постоянно идут споры о том, какую смазку выбирать для кулера. Опытные сборщики компьютеров рекомендуют, что не следует выбирать слишком вязкую смазку для подшипников. Слишком вязкая смазка приводит к уменьшению скорости оборотов. Графитовые смазки также не подходят, так как их использование может привести к замыканию. Наилучший выбор – качественное масло для автомобиля. Оно не замедляет вращение вентилятора и имеет долгий срок службы без загустения и высыхания. На шпиндель кулера капаем три капли автомобильного масла при посредстве спички. Спичка выбрана как инструмент нанесения масла специально. При использовании масленки или шприца, можно нанести слишком много масла. И минеральное и синтетическое масла подходят для наших целей. Синтетическое масло немного лучше. Главное, не смешивать эти два типа масла.

Варианты смазки кулера:

  • WD-40 – антикоррозийная смесь;
  • масло парикмахерского инструмента;
  • силиконовая смазка;
  • синтетическое автомобильное масло;
  • минеральное автомобильное масло.

Место на вентиляторе, где находилась наклейка, также тщательно очищаем от масла и клея спиртовой ваткой. На некоторое время оставляем для просушки. Если наклейка не потеряла своих клеящих свойств, наклеиваем ее обратно. В противном случае используем скотч, наклеив его на место нанесения смазки. Чем более аккуратно будут проделаны эти действия, тем больше вероятность, что смазка не вытечет наружу из-за температурного расширения и смазанный узел надолго сохранит свою герметичность.

Избавляемся от излишков скотча по краям кулера. Если их не обрезать, они могут послужить источником лишнего шума, вызываемого струей воздуха.

Профилактика вентилятора блока питания

Дальше приходит очередь блока питания. Производим его демонтаж, стараясь его перемещать так, чтобы не потребовалось отсоединение питающих проводов от потребителей электропитания. Сняв крышку блока питания, производим очистку от пыли с помощью пылесоса.

Снимаем вентилятор блока питания и проводим чистку всех поверхностей под ним, поверхностей и ребер радиаторов блок питания, крыльев вентилятора с помощью ватного тампона, смоченного в спирте.

Аналогично работе с процессорным вентилятором, отделяем с верхней части кулера герметизирующую наклейку, извлекаем с помощью ногтя или иголки торцевую заглушку. Пользуясь спичкой, чистим вал вентилятора и шайбу от оставшихся сгустков старой смазки.

Наносим на шпиндель вентилятора три капли масла по аналогии со смазкой процессорного вентилятора. Чтобы смазка распределилась равномерно, придаем вентилятору вращение и делаем несколько оборотов вокруг оси.

Ставим заглушку на ее прежнее место и аккуратно приклеиваем скотч на прежнее место, проведя предварительно очистку торца вентилятора и просушку.

Избавляемся от лишнего скотча.

Производим монтаж блока питания.

Родные наклейки кулеров, если их клеющая сторона пришла в негодность, имеет смысл сохранить, наклеив где-то на внутренних стенках корпуса, чтобы информация о том, какие вентиляторы стоят в нашем компьютере не потерялась, если вдруг возникнет необходимость в их замене.

Ставим на место крышку. Убеждаемся, что она плотно села в пазы. При неплотном прижиме, крышка производит гул, напоминающий звук неисправного кулера. Часто он сбивает с толку. А значит стоит лишний раз проверить хорошо ли сидят обе крышки. Теперь можно подсоединять провода и испытывать компьютер. Наградой за хорошо сделанную работу по профилактике будет тихая работа вентиляторов компьютера.

В случае если профилактика с чисткой и смазкой кулеров не помогла радикально победить шум, или кроме него раздаются другие подозрительные звуки, значит вентиляторам нужен серьезный ремонт, а может быть стоит их и вовсе заменить. Некоторые смельчаки производят самостоятельный демонтаж кулеров. Они снимают со шпинделя стопорную шайбу, вытаскивают крыльчатку вентилятора, вынимают магнит, наносят на него слой клея Момент и возвращают на его исходное место. Стоит ли это делать, или лучше приобрести новый вентилятор, окончательное решение принимать вам.

Дополнительная информация по теме

Как разобрать и смазать вентилятор системного блока

Нашёл в своих железках пару стареньких вентиляторов и решил разобрать их, чтобы посмотреть как они устроены. К тому же раньше никогда ещё не доводилось разбирать такие вентиляторы полностью. Всё время ограничивался обычным отклеиванием наклейки, выниманием пробки и доливанием пары капель масла на подшипник. Оба эти вентилятора из двух разных блоков питания, один на 120 мм, второй 80 мм. Но и на корпус системного блока крепят точно такие же, для нагнетания в него холодного воздуха или же для откачки горячего. Так что на примере этих, вы сможете провести профилактику своим вентиляторам.

Думал сделать обзор на оба вентилятора, как никак маленькому вентилятору около 15 лет, но в последствии выяснилось что конструкция у них практически одинаковая. Отличия заметны разве что в размере и форме корпуса, крыльчатки и платы двигателя.

Чем смазать кулер компьютера? Как выбрать масло для смазки для кулера

Поэтому опишу процесс разборки на большом вентиляторе (120мм).

Для начала отклеиваем наклейку, под которой прячется резиновая пробка.

Отвёрткой или чем то острым, подковыриваем и вынимаем пробку.

Под пробкой виднеется металлическая ось крыльчатки, на которую одета разрезная, белая, пластиковая стопорная шайба. Если её плохо видно из-за старой смазки, то протрите её ватной палочкой.

Вставляем узенькую отвёртку в разрез стопорного кольца и поворачиваем на 90 градусов чтобы кольцо раздвинулось. После чего поддеваем отвёрткой кольцо и снимаем его с оси крыльчатки. Во время этого процесса, шайба может запросто выстрелить и укатиться куда нибудь, как правило в самое труднодоступное место, под стол, диван, плинтус и т.д.

После извлечения стопорного кольца, снимаем с оси резиновое колечко.

Теперь без особых усилий можно отделить крыльчатку от рамки, при этом её слегка будут удерживать магниты, которые вмонтированы в корпус крыльчатки.

Снимаем ещё одно резиновое кольцо, с основания оси крыльчатки.

На этом можно сказать, разборка завершена. Очищаем всё от пыли и старой смазки.

Собственно, сама рамка с двигателем.

Так же тщательно очищаем латунную гильзу двигателя от грязи и старой смазки. При желании можете снять плату с обмотками двигателя, правда для чистки и смазки это не обязательно. В моём случае она легко снялась с обоих вентиляторов, но под платой я обнаружил следы клея. Так что возможно у вас так просто не получится её снять.

Собираем всё в обратной последовательности. Резиновые кольца на дно и сверху.

Стопорное кольцо удобно осаживать пинцетом сразу с обоих сторон.

Если вентилятор у вас сильно изношен (шумит, стучит, дребезжит при работе) то лучше сразу заменить такой вентилятор на новый. В противном случае, смажьте ось крыльчатки густой смазкой (солидол и т.д.) перед установкой её на двигатель. У меня же этот вентилятор относительно новый, поэтому я собрал его, а уже потом смазал моторным маслом ибо оно жидкое и всегда заполнит собой все щели.

Подаём иглой масло на кольца и ось крыльчатки, шприц в этом плане незаменим. При этом крыльчатку можно вращать периодически руками, тогда маслу легче будет проникать внутрь. Много лить масла не следует (достаточно 3-5 капель) так как всё лишнее всегда найдёт дырочку и в последствии будет собирать на себя пыль и обрастать мхом или же разлетаться с лопастей по всему системному блоку. Здесь конечно всё зависит от размеров вентилятора, большому нужно больше смазки, ну а маленькому соответственно меньше.

Затыкаем пробку. Если эту площадку для наклейки случайно залили маслом, то нужно протереть её растворителем или уайтспиритом, так как на масло эта наклейка больше не приклеится. Саму наклейку можно заменить скотчем, если старая пришла в негодность.

В принципе с профилактикой всё. Подключаем, проверяем, затем в зависимости от результатов испытаний, устанавливаем в корпус компьютера или блока питания. Или же выбрасываем его и идём в магазин за новым вентилятором, если при разборке окончательно ушатали свой старый вентилятор. Конструкции вентиляторов бывают разные, как на подшипниках скольжения, как в моём случае, так и на подшипниках качения (шарикоподшипник), но общий принцип разборки думаю у них схож.

Послесловие

Недавно попался в руки вот такой вентилятор Gembird диаметром 120мм. Привлёк он моё внимание надписью BALL на защитной наклейке, что переводится вроде как шар, мяч, клубок. После разборки, выяснилось что этот вентилятор собран как раз на шарикоподшипнике. Но его разборка практически ничем не отличается от разборки дешёвого вентилятора, который я разобрал чуть выше в этой теме.

Даже сам подшипник в этом вентиляторе, прекрасно разбирается булавкой. Нужно лишь аккуратно снять с помощью иглы, стопорное кольцо, затем можно извлечь боковую защитную стенку подшипника (пыльник). После чего можно спокойно заниматься профилактикой сепаратора и подшипника в целом, чистить, мыть, менять смазку. В данном случае, подшипник практически идеален, смазки много к тому же она светлая. Если же у вас подшипник сухой и грязный, да к тому же имеется износ (обоймы болтаются так, как будто бы шарики стали меньше), то лучше сменить такой подшипник на новый. Хотя проще а может и дешевле, купить уже новый вентилятор.

Другие странички сайта

При копировании материалов с сайта, активная обратная ссылка на сайт www.mihaniko.ru обязательна.

Как правильно смазать вентилятор?

Спиртом не поможет, он не растворяет масла.Или бензином, или моющим средством типа Fairy . Потом промыть, просушить хорошо и добавить новую смазку.

я в детсве смазал часы бабушке таким же маслом, потом их пришлось выкинуть:tehnari_ru_942:

Растительные масла имеют свойство полимеризоваться на воздухе (одни сильнее, другие слабее), то есть густеют/твердеют. Высокая температура ускоряет процесс. Что такое — "олифа" — знаешь? Натуральная олифа до термообработки была растительным маслом 🙂

Спирт обезжиривает: сперва убираешь сухой ветошью основную массу смазки, потом проходишь ветошью смоченной спиртом или (на крайний случай) ацетоном.

Еще хуже, чем с литолом. 🙂
ОФФ: Зажарится нах… :))

Тем более в данном контексте, где не стоит задача "обезжирить".

Ну так зачем его растворять? Его нужно смыть, тем самым обезжирить поверхность, масло впитывается и остается на ветоши. 🙂
Бензин и тот содержит "жирные" масленые присадки.

Смазки для вентиляторов компьютера

Тем более в данном контексте, где не стоит задача "обезжирить".Старую смазку нужно смывать по-любому вместе со стружкой и пылью.

Ну это уже просто смешно tehno001. По пробуйте намазать руки подсолнечным маслом, а потом смыть спиртом или бензином. После спирта часть масла останется, после бензина ни капли, или можно уайт-спиритом как сказали выше(но он действительно чуть жирноват, но для подшипника это не страшно). В бензине столько "масленных" присадок что вы их даже не увидите невооруженным глазом. Ну… если ваша ветош пролезет во внутренности подшипника, тогда вы правы.

Руки, или шток вентилятора?
Ветоши и спирта достаточно, чтобы убрать всю смазку вместе с пылью, уж поверьте, я этих кулеров смазал около тыщи. 🙂

Вы про кулер от 478 сокета? А бензин что, зайдет внутрь и выйдет вместе с остатками масла и стружки? Вот это уж точно:

А в скользящий ветош значит пролезет;):D. Да уж ладно мойте чем хотите, я думаю тут каждый останется при своем мнении. Давайте наверное закончим на этом.

Представьте себе пролезет. 😉

Развеселили под вечер tehno001

Powered by vBulletin® Version 4.5.3
Copyright 2000 — 2018, Jelsoft Enterprises Ltd.

Профилактика компьютерного вентилятора (кулера)

Вентилятор является основным элементом любой активной охлаждающей системы в компьютере. Вентилятор на радиаторе процессора играет главную роль, так как он отвечает за температуру самого «горячего» устройства.

Профилактика вентилятора позволит уменьшить его шум и вибрацию.

Перед любой работой с комплектующими компьютера необходим обесточить его. Для очистки кулера, разберите его, в таком состоянии провести чистку намного легче и эффективнее. Вы сможете убрать накопившуюся пыль, которая скопилась над радиатором, особенно в радиаторах с множеством тонких ребер.

Пыль убрать можно при помощи обычной кисточкой для покраски, после протрите радиатор влажной салфеткой.

Наклейка, которая находится под вентилятором, служит защитой посадочного гнезда от пыли, но тем не менее она туда все равно попадает. При необходимости посадочное гнездо можно смазать, особенно если при работе вентилятора появились новые нехарактерные ему звуки.

Ни в коем случае не мойте вентилятор под краном, это может его погубить сразу и навсегда. Если вентилятор дорогой, то лучше отдать его специалисту, который его смажет и вернет ему жизнь еще на некоторое время.

Смазать вентилятор может даже начинающий пользователь, и для этого не нужно разбирать вентилятор - достаточно просто отклеить наклейку, под которой находится пластиковый или металлический фиксатор.

Вообще если заняться этим серьезно, то при правильном подходе можно существенно продлить жизнь старому вентилятору.

Ресурс по данному IP-адресу заблокирован по решению органов государственной власти

Почему вообще вентилятор становится старым? Пыль, пыль и еще раз пыль. Именно она и убивает механизм, затрудняя ему работу, поэтому сперва нужно максимально очистить вентилятор от пыли, потом убрать любые остатки прошлой смазки и только потом наносить новую. Для смазки вентилятора также можете попробовать силиконовое масло.

Чем смазывать вентилятор? На этот вопрос невозможно ответить однозначно, так как специальной смазки для вентиляторов - нет. Однако, как показал опыт большинства, лучшим решением является автомобильное моторное масло (неотработанное). Также можно воспользоваться маслом заднего моста ТАД-17. Смазывать кулер необходимо при помощи шприца, в который набрать совсем немного масла.

Такое масло не стоит наносить слишком много, так как оно не предназначено для этого и со временем может вытечь из гнезда, после чего попасть на радиатор или даже материнскую плату.

Чтобы масло равномерно растеклось, необходимо оставить в горизонтальном положении отверстием к верху, иногда покручивая лопасти, чтобы ускорить процесс. Излишки масла необходимо обязательно удалить.

После того как вентилятор очищен от пыли и смазан, его можно установить обратно на радиатор. Результатом должно быть не только уменьшение шума, но и более низкая температура. Если температура снизилась недостаточно, то это означает что нужно менять тип охлаждающей системы. Конечно, вентилятор более мощный также решит проблему, но при этом он создаст заметный шум.

Нашёл в своих железках пару стареньких вентиляторов и решил разобрать их, чтобы посмотреть как они устроены. К тому же раньше никогда ещё не доводилось разбирать такие вентиляторы полностью. Всё время ограничивался обычным отклеиванием наклейки, выниманием пробки и доливанием пары капель масла на подшипник. Оба эти вентилятора из двух разных блоков питания, один на 120 мм, второй 80 мм. Но и на корпус системного блока крепят точно такие же, для нагнетания в него холодного воздуха или же для откачки горячего. Так что на примере этих, вы сможете провести профилактику своим вентиляторам.

Думал сделать обзор на оба вентилятора, как никак маленькому вентилятору около 15 лет, но в последствии выяснилось что конструкция у них практически одинаковая. Отличия заметны разве что в размере и форме корпуса, крыльчатки и платы двигателя. Поэтому опишу процесс разборки на большом вентиляторе (120мм).

Для начала отклеиваем наклейку, под которой прячется резиновая пробка.

Отвёрткой или чем то острым, подковыриваем и вынимаем пробку.

Под пробкой виднеется металлическая ось крыльчатки, на которую одета разрезная, белая, пластиковая стопорная шайба. Если её плохо видно из-за старой смазки, то протрите её ватной палочкой.

Вставляем узенькую отвёртку в разрез стопорного кольца и поворачиваем на 90 градусов чтобы кольцо раздвинулось. После чего поддеваем отвёрткой кольцо и снимаем его с оси крыльчатки. Во время этого процесса, шайба может запросто выстрелить и укатиться куда нибудь, как правило в самое труднодоступное место, под стол, диван, плинтус и т.д.

После извлечения стопорного кольца, снимаем с оси резиновое колечко.

Теперь без особых усилий можно отделить крыльчатку от рамки, при этом её слегка будут удерживать магниты, которые вмонтированы в корпус крыльчатки.

Снимаем ещё одно резиновое кольцо, с основания оси крыльчатки.

На этом можно сказать, разборка завершена. Очищаем всё от пыли и старой смазки.

Собственно, сама рамка с двигателем.

Так же тщательно очищаем латунную гильзу двигателя от грязи и старой смазки. При желании можете снять плату с обмотками двигателя, правда для чистки и смазки это не обязательно. В моём случае она легко снялась с обоих вентиляторов, но под платой я обнаружил следы клея. Так что возможно у вас так просто не получится её снять.

Собираем всё в обратной последовательности. Резиновые кольца на дно и сверху.

Стопорное кольцо удобно осаживать пинцетом сразу с обоих сторон.

Если вентилятор у вас сильно изношен (шумит, стучит, дребезжит при работе) то лучше сразу заменить такой вентилятор на новый. В противном случае, смажьте ось крыльчатки густой смазкой (солидол и т.д.) перед установкой её на двигатель. У меня же этот вентилятор относительно новый, поэтому я собрал его, а уже потом смазал моторным маслом ибо оно жидкое и всегда заполнит собой все щели.

Подаём иглой масло на кольца и ось крыльчатки, шприц в этом плане незаменим. При этом крыльчатку можно вращать периодически руками, тогда маслу легче будет проникать внутрь. Много лить масла не следует (достаточно 3-5 капель) так как всё лишнее всегда найдёт дырочку и в последствии будет собирать на себя пыль и обрастать мхом или же разлетаться с лопастей по всему системному блоку. Здесь конечно всё зависит от размеров вентилятора, большому нужно больше смазки, ну а маленькому соответственно меньше.

Затыкаем пробку. Если эту площадку для наклейки случайно залили маслом, то нужно протереть её растворителем или уайтспиритом, так как на масло эта наклейка больше не приклеится. Саму наклейку можно заменить скотчем, если старая пришла в негодность.

В принципе с профилактикой всё. Подключаем, проверяем, затем в зависимости от результатов испытаний, устанавливаем в корпус компьютера или блока питания. Или же выбрасываем его и идём в магазин за новым вентилятором, если при разборке окончательно ушатали свой старый вентилятор. Конструкции вентиляторов бывают разные, как на подшипниках скольжения, как в моём случае, так и на подшипниках качения (шарикоподшипник), но общий принцип разборки думаю у них схож.

Послесловие

Недавно попался в руки вот такой вентилятор Gembird диаметром 120мм. Привлёк он моё внимание надписью BALL на защитной наклейке, что переводится вроде как шар, мяч, клубок. После разборки, выяснилось что этот вентилятор собран как раз на шарикоподшипнике. Но его разборка практически ничем не отличается от разборки дешёвого вентилятора, который я разобрал чуть выше в этой теме.

Даже сам подшипник в этом вентиляторе, прекрасно разбирается булавкой. Нужно лишь аккуратно снять с помощью иглы, стопорное кольцо, затем можно извлечь боковую защитную стенку подшипника (пыльник). После чего можно спокойно заниматься профилактикой сепаратора и подшипника в целом, чистить, мыть, менять смазку. В данном случае, подшипник практически идеален, смазки много к тому же она светлая. Если же у вас подшипник сухой и грязный, да к тому же имеется износ (обоймы болтаются так, как будто бы шарики стали меньше), то лучше сменить такой подшипник на новый. Хотя проще а может и дешевле, купить уже новый вентилятор.

Практически все современные стационарные компьютеры или ноутбуки имеют систему охлаждения в виде так называемого кулера. Поскольку большинство моделей охладителей процессора имеют открытую конструкцию, внутри их узлов скапливается пыль. Если пользователь начал замечать, что его компьютер начал медленно работать, издает дополнительные звуки, скрип, то зачастую это указывает на загрязнение кулера процессора.

Когда функционирование системы охлаждения на полную мощность невозможно, компьютер подвергается перегреву, что приводит к самопроизвольному выключению, и, как следствие, частичной или полной утрате ценных файлов. Чтобы этого не произошло, важно регулярно смазывать кулер и очищать его от пыли.

Чем смазать кулер компьютера?

Прежде чем проводить чистку системы охлаждения ПК, следует разобраться, каким веществом лучше смазать вентилятор. Первое, что может прийти в голову - это масло. Но ни в коем случае не растительного или животного происхождения. Используя такую смазку, можно попросту повредить охладитель. Масло, которое предназначено для пищевых целей , соберет еще больше пыли и грязи.

Поэтому систему охлаждения процессора или графического адаптера рекомендуют смазывать следующими средствами:

  • Машинное масло. Это может быть любое моторное масло - синтетическое или полусинтетическое.
  • Смазочная жидкость для швейной машинки или какого-нибудь электроприбора.
  • Высокоэффективная смазка для подшипников.
  • Специальная смазка на основе силикона.

Не советуют пользоваться смазочными материалами, склонными к загустеванию (солидолом, циатимом, литолом). Не стоит использовать и WD-40, так как этот американское смазочное вещество предназначено преимущественно для обработки статичных поверхностей. Работа кулера непрерывна и, как известно, осуществляется на больших оборотах.

Среди посетителей компьютерных форумов бытует мнение, что для смазки кулера ПК подойдет графитовая смазка. С ними не согласны опытные специалисты. Графитовая смазка может больше навредить, чем принести пользы. В силу своей хорошей электропроводности , она может спровоцировать короткое замыкание.

Кроме того, это смазочное вещество в первую очередь предназначено для обработки тяжело нагруженных агрегатов, работающих на умеренной скорости. Кулер же относится к высокооборотным устройствам. Так, даже у самого элементарного и крохотного вентилятора процессора Intel и AMD скорость вращения крыльев достигает 2 тыс. оборотов в минуту. Именно поэтому графитовая смазка для смазки кулера процессора не подходит. Из-за нее вентилятор будет вращаться медленнее, чем нужно, а подшипники быстро придут в негодность.

Разборка кулера перед смазкой

Вентиляторы, которые устанавливают для охлаждения ЦПУ, блока питания, графического адаптера, имеют одинаковую конструкцию. Однако у них разные габаритные размеры и, соответственно, производительность. Поэтому разбирают и смазывают все компьютерные кулеры, придерживаясь одной и той же схемы.

Чтобы произвести смазку охладителя , его необходимо отсоединить от радиатора, а затем уже разобрать. Если кулер не снять, то смазать его не представляется возможным, ведь сторона доступа к области смазки, как правило, прижимается к радиатору.

К радиатору центрального процессорного устройства кулер нередко крепят на едва заметные защелки. Со стороны, к которой подведена проводка, осторожно отклеивают этикетку, держащуюся на липком слое. Отдирают ее плавно, не совершая резких движений.

Некоторые модели кулеров оснащены резиновой пробкой. Чтобы ее извлечь, аккуратно поддевают пробку за край ножом. Ничего сложного в этом нет , поскольку пробку вставляют не закрепляя.

Пластмассовые крылья в корпусе охладителя удерживаются посредством плоской разрезной шайбы, которая фиксируется в осевой проточке. Если шайбу не снять, не получится вынуть крыльчатку, а это, в свою очередь, затруднит смазку подшипника. Для извлечения шайбы используют сразу два инструмента. Разрез заметить практически невозможно, поэтому, слегка надавив иглой, провести по кругу шайбы, пока та не зацепится за место разреза.

Теперь понадобится маленькая отвертка. Ею прижимают шайбочку рядом с областью разреза с одной стороны, а при помощи иголки или шила поддевают другую сторону, после извлекают по кругу шайбочку из паза. Все манипуляции нужно совершать аккуратно, чтобы не сломать шайбу. Бывает, что она выскакивает, и приходится тратить время на поиски. Без шайбы работа кулера невозможна, так как крыльчатка будет болтаться. После того как крыльчатка будет отсоединена, снимают еще одно резиновое кольцо.

У старого охладителя резиновое колечко может быть значительно изношено, а на месте его фиксации остаются частицы истертой резины. Найти в продаже такое колечко нереально, а без него даже смазанные подшипники кулера во время работы издают шум, потому что появляется продольное смещение оси крыльчатки. В таком случае могут пригодиться резиновые кольца от старых кулеров, если такие имеются.

Процедура смазки системы охлаждения процессора

Разобрав кулер, приступают непосредственно к смазыванию его частей:

  1. Под резиновым кольцом находится втулка и ось вентилятора, которые требуется смазать. Наносят небольшое количество масла на ось вентилятора.
  2. Смазочное вещество должно покрывать ось, но не следует капать очень много, так как в противном случае, наложив резиновую пробку, жидкость может просочиться из углублений в сам корпус и запачкать его. Кроме того, на жирном месте не будет держаться снятая ранее этикетка. Избежать всего этого позволит использование медицинского шприца. Он поможет более равномерно распределить масло по всей поверхности. Смазочное вещество не должно быть густым, так как это будет препятствовать его вытеканию из шприца.
  3. Обработать маслом можно и внутреннюю часть вентилятора, но для этого его нужно полностью разобрать. Специалисты не рекомендуют делать это в домашних условиях, если нет уверенности, что такая тонкая работа не закончится порчей кулера.
  4. Теперь нужно вернуть резиновую пробку на прежнее место, проследив, чтобы смазочный материал не растекся и не запачкал корпус.
  5. Протирают корпус от остатков масла, а затем возвращают этикетку на место. Нередко после отклеивания она теряет форму или не хочет держаться на месте. В таком случае ее целесообразно заменить канцелярским скотчем. Вырезают кусочек такой же формы и размера.
  6. Собирают, устанавливают вентилятор, а в конце подключают к разъемам. Вот, собственно, и все.

Очистка кулера процессора положительно скажется на его работоспособности. Но нельзя забывать, что спустя определенный промежуток времени, из-за теплового воздействия смазочное вещество испарится - вот поэтому такая процедура должна проводиться на регулярной основе.

Видео

Из этого видео вы узнаете, как можно смазать неразборный кулер.

Если вашему компьютеру более 3х лет, и вы слышите шум при его работе, вам поможет проведение чистки вентиляторов и их смазки. Эта нетрудная работа требует аккуратности и тщательности. Опишем подробно процесс технического обслуживания кулеров.

Первым делом займемся отсоединением компьютера от проводов. Затем снимем крышку компьютера с левой стороны. Расположим компьютер горизонтально на правом боку и начнем аккуратно очищать его от пыли. Кулер все время гоняет воздух по внутреннему пространству корпуса компьютера. Основная масса пыли оседает в больших количествах на радиаторах кулеров и на других важных деталях. Начало чистки можно поручить пылесосу, а по окончании обработки пылесосом блоки компьютера протираются ватным тампоном, смоченным спиртосодержащей жидкостью. Кроме спирта можно использовать одеколон или водку.

Использование спирта рекомендуется по причине его быстрого высыхания и из-за отсутствия окисления и коррозии металлических деталей, в отличие от воды. От степени тщательности очистки всех поверхностей внутри корпуса зависит то, насколько долгим будет эффект от вашей профилактической чистки.

Профилактика процессорного вентилятора

Процессорный вентилятор и радиатор процессорного вентилятора снимаем и, отделив друг от друга, аккуратно прочищаем сначала пылесосом, а затем спичкой. Чтобы добиться эффективного охлаждения чипа процессора, нужно очистить поверхности радиатора, его ребра, находящиеся рядом детали, а также крыльчатку вентилятора с максимальной тщательностью.

Очень хорошо, если в наличии есть термопаста. В этом случае старую термопасту полностью удаляют, поверхности процессора и радиатора, которые находятся в контакте, очищают спиртовым ватным тампоном и, дав им хорошенько их высохнуть, наносят очень тонким слоем новую пасту. При отсутствии свежей пасты, стараемся старую пасту размазать равномерно по поверхностям соприкосновения.

Приступаем к сборке системы охлаждения нашего процессора. Некоторые предпочитают смазку наносить, когда система охлаждения уже возвращена на место. На кулере процессора имеется наклейка. Ее надо отделить и с помощью спички очистить остатки смазки со шпинделя вентилятора.

В сети постоянно идут споры о том, какую смазку выбирать для кулера. Опытные сборщики компьютеров рекомендуют, что не следует выбирать слишком вязкую смазку для подшипников. Слишком вязкая смазка приводит к уменьшению скорости оборотов. Графитовые смазки также не подходят, так как их использование может привести к замыканию. Наилучший выбор – качественное масло для автомобиля. Оно не замедляет вращение вентилятора и имеет долгий срок службы без загустения и высыхания. На шпиндель кулера капаем три капли автомобильного масла при посредстве спички. Спичка выбрана как инструмент нанесения масла специально. При использовании масленки или шприца, можно нанести слишком много масла. И минеральное и синтетическое масла подходят для наших целей. Синтетическое масло немного лучше. Главное, не смешивать эти два типа масла.

Варианты смазки кулера:

  • WD-40 – антикоррозийная смесь;
  • масло парикмахерского инструмента;
  • силиконовая смазка;
  • синтетическое автомобильное масло;
  • минеральное автомобильное масло.

Место на вентиляторе, где находилась наклейка, также тщательно очищаем от масла и клея спиртовой ваткой. На некоторое время оставляем для просушки. Если наклейка не потеряла своих клеящих свойств, наклеиваем ее обратно. В противном случае используем скотч, наклеив его на место нанесения смазки. Чем более аккуратно будут проделаны эти действия, тем больше вероятность, что смазка не вытечет наружу из-за температурного расширения и смазанный узел надолго сохранит свою герметичность.

Избавляемся от излишков скотча по краям кулера. Если их не обрезать, они могут послужить источником лишнего шума, вызываемого струей воздуха.

Профилактика вентилятора блока питания

Дальше приходит очередь блока питания. Производим его демонтаж, стараясь его перемещать так, чтобы не потребовалось отсоединение питающих проводов от потребителей электропитания. Сняв крышку блока питания, производим очистку от пыли с помощью пылесоса.

Снимаем вентилятор блока питания и проводим чистку всех поверхностей под ним, поверхностей и ребер радиаторов блок питания, крыльев вентилятора с помощью ватного тампона, смоченного в спирте.

Аналогично работе с процессорным вентилятором, отделяем с верхней части кулера герметизирующую наклейку, извлекаем с помощью ногтя или иголки торцевую заглушку. Пользуясь спичкой, чистим вал вентилятора и шайбу от оставшихся сгустков старой смазки.

Наносим на шпиндель вентилятора три капли масла по аналогии со смазкой процессорного вентилятора. Чтобы смазка распределилась равномерно, придаем вентилятору вращение и делаем несколько оборотов вокруг оси.

Ставим заглушку на ее прежнее место и аккуратно приклеиваем скотч на прежнее место, проведя предварительно очистку торца вентилятора и просушку.

Избавляемся от лишнего скотча. Производим монтаж блока питания.

Родные наклейки кулеров, если их клеющая сторона пришла в негодность, имеет смысл сохранить, наклеив где-то на внутренних стенках корпуса, чтобы информация о том, какие вентиляторы стоят в нашем компьютере не потерялась, если вдруг возникнет необходимость в их замене.

Ставим на место крышку. Убеждаемся, что она плотно села в пазы. При неплотном прижиме, крышка производит гул, напоминающий звук неисправного кулера. Часто он сбивает с толку. А значит стоит лишний раз проверить хорошо ли сидят обе крышки. Теперь можно подсоединять провода и испытывать компьютер. Наградой за хорошо сделанную работу по профилактике будет тихая работа вентиляторов компьютера.

В случае если профилактика с чисткой и смазкой кулеров не помогла радикально победить шум, или кроме него раздаются другие подозрительные звуки, значит вентиляторам нужен серьезный ремонт, а может быть стоит их и вовсе заменить. Некоторые смельчаки производят самостоятельный демонтаж кулеров. Они снимают со шпинделя стопорную шайбу, вытаскивают крыльчатку вентилятора, вынимают магнит, наносят на него слой клея Момент и возвращают на его исходное место. Стоит ли это делать, или лучше приобрести новый вентилятор, окончательное решение принимать вам.